Цель ПР определяется как влияние на поведение групп людей по отношению друг к другу и создание положительного имиджа лица или организации.
Бюллетень «Паблик рилейшнз ньюз»: «Паблик рилейшнз - это функция управления, призванная оценивать отношение публики, идентифицировать политику и действия частного лица или организации относительно общественных интересов и выполнять программу деятельности, направленную на достижение понимания и восприятия ее массами».
Как функция управления паблик рилейшнз охватывают:
- предвидение, анализ и интерпретацию общественного мнения, отношений и спорных вопросов, способных положительно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации;
- консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления действий и коммуникации с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом;
- постоянную разработку, выполнение и оценку программ деятельности и коммуникации для обеспечения понимания целей организации информированной публикой, что является важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы маркетинга, финансирования, сбора средств, отношений со служащими, правительственными учреждениями и т.д.;
- планирование и реализацию усилий организации, направленных на совершенствование социальной политики;
- определение целей, составление плана и бюджета, подбор и подготовку кадров, изыскание средств, другими словами, управление ресурсами для выполнения всего вышеизложенного.
Для профессиональной практики в сфере связей с общественностью необходимы знания по искусству коммуникации, психологии, социальной психологии, социологии, политологии, экономике, основам менеджмента и этики. Нужны также технические знания и опыт изучения общественного мнения, анализа социальных проблем, связей со средствами информации, прямой переписки, институциональной рекламы, публикации материалов, создания видеороликов, организации специальных событий, подготовки докладов и презентаций.
Помогая определять политику и внедрять ее в жизнь, специалист по паблик рилейшнз использует разнообразный опыт профессиональных коммуникаций, выполняя интегрирующую роль как внутри организации, так и между организацией и внешней средой».
В большинстве случаев пиэрмен так или иначе занимается информационной работой, которая тесно связана с понятием управления. Отсюда можно сделать вывод, что как одна из его функций ПР - это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.
Френк Джефкинс: «ПР состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания». Всемирная ассамблея ассоциаций по паблик рилейшнз (Мексика, 1978): "Практика ПР — это искусство и социальная наука по анализу направленности, предсказанию последствий, консультированию лидеров организаций и проведению планируемых программ действий, которые служат как интересам организации, так и общественным интересам".
«Библия» американских специалистов «Эффективные паблик рилейшнз» (авторы монографии С.Катлип, А.Сентер и Г.Брум) предлагает следующее определение: «Паблик рилейшнз — это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача» Авторы сводят воедино из различных определений следующие функции ПР:
- Ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмента.
- Имеет дело со взаимоотношениями между организацией и общественностью.
- Ведет мониторинг сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации.
- Анализирует влияние политики, процедур и действий на общественность.
- Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации.
- Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности.
- Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью.
- Производит специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организации.
- Воздействует на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью.
Аллен Сентор и Патрик Джексон: " Термин ПР часто неоднозначен, поскольку используется неточно. При правильном использовании ПР описывает процессы практики: техники, стратегии, структуры и тактики..."
В среде российских практиков также бытует взгляд на ПР как на ремесло, сумму приемов, что отрицает в той или иной степени научные подходы.
Американское общество ПР определяет такой список организаций, с которыми имеет дело ПР: субъекты бизнеса, профсоюзы, больницы, школы, колледжи, религиозные учреждения. Это именно те организации, которые наиболее зависимы от общественности, их существование возможно лишь в условиях благоприятного отношения к ним общественности, поскольку в ряде случаев они заняты сбором средств для своего нормального функционирования.
Интересный пример ПР-задачи возник в Санкт-Петербурге, где представительство Дагестана разработало предложения по формированию положительного имиджа уроженцев Северного Кавказа. Естественно, что избранный путь оказался во многом чисто советским: акции в области литературы и искусства, проведение Дней культуры Дагестана, публикация произведений кавказских авторов. Но поставленная цель очень интересна и актуальна — избавить дагестанцев от негативного имиджа "лиц кавказской национальности", помочь им завоевать доверие россиян.
Паблик рилейшнз увеличивает количество контролируемых элементов нашего бытия, которые соответствующим образом регулируются. Историю возникновения этого направления можно рассматривать как перенос методов управления из сферы производственной в непроизводственную. Именно она становится решающим элементом, поскольку происходит переход от физических характеристик товара, выгодных для производства, к психологическим его характеристикам, важным для потребителя. Первые примеры работы паблик рилейшнз в США — это работа с железнодорожными компаниями, которые не могли развиваться в эпоху своего возникновения, так как люди боялись железнодорожных аварий. Специалисты по работе с общественным мнением доказали аудитории, что число жертв здесь не больше, чем в любой другой транспортной ситуации, сравнив с числом жертв на километр дороги в Нью-Йорке. Они же подсказали компаниям новые методы работы в случае аварий, заложив основы будущих кризисных паблик рилейшнз.
На Западе наиболее активно развиваются такие области паблик рилейшнз, как кризисные, финансовые и правительственные. В СНГ на первое место выходят политические ПР (избирательные технологии). По оценкам наблюдателей, избирательная президентская кампания в России 1996 г. стоила 300-400 миллионов долларов, а политические консультанты при этом получают 2-4 тысячи долларов в месяц. Эти примеры показывают, что наиболее активно с общественным мнением работают там, где для этого имеются соответствующие деньги, что одновременно отражает максимальное внимание именно к этому аспекту развития страны. Паблик рилейшнз переносит коммуникативные технологии с внутренней на внешнюю аудиторию, понимая ее значение и для процессов производства. Иной тип человека, выросшего за это время, требует серьезного внимания к себе, что вызвало появление таких наук с сильной прикладной направленностью, как конфликтология, теория переговоров, а также паблик рилейшнз. Л.М. Землянова предлагает и такую науку, как «коммуникативистика». ПР вырастает из работы с негативными ситуациями: позитивные ситуации более понятны для функционирования и не представляют такой сложности. Негативная ситуация — это всегда задача со многими неизвестными.
Это отражается и в тех задачах, которые ставятся в близких областях, обслуживающих ПР. Например, автоматическая обработка текста для целей ПР сориентирована на поиск слов только с негативным оттенком. То есть, задача состоит в том, чтобы увидеть, что плохое говорят о фирме, а не что хорошее о ней звучит. В качестве варианта аналогичной задачи мы можем рассматривать и новую ситуацию, ведь она так же, как и ситуация негативная, носит принципиально стрессовый характер и для производства, и для его руководителя. Такими новыми задачами могут быть, например, запуск нового товара, смена профиля магазина с элитного на более демократический.
Откуда в принципе берется ПР? Монополисты достигают максимума эффективности на своей территории, на своем заводе. Но стоит им выйти за его пределы, ситуация начинает напоминать броуновское движение, например, можно покупать, а можно не покупать товар... Это связано с тем, что мы покинули территорию, управляемую руководителем, и попали на территорию, где властвует свободный человек. Задача остается той же, что и на территории завода, фабрики, фирмы — найти способы управления, только теперь уже свободным человеком, поскольку ни одно общество не может жить без соответствующих методов управления социальными массами. Таким образом, мы можем признать, что
типичная аудитория — внешняя.
Хотя мы ни на секунду не должны забывать, что внутренняя аудитория также является объектом ПР.
ПР начинается с коммуникативного аудита. Что под него подпадает? Мы можем выделить, по крайней мере, три вида потоков:
а) потоки внутри организации,
б) потоки из организации вовне,
в) потоки, где упоминается организация.
Отсюда видно, что нас интересует не только внешняя, но и внутренняя аудитория: не только газета "Известия", но и стенгазета, поскольку они имеют разную аудиторию, но и та, и другая порождают коммуникативные потоки. И нас интересует управление этими потоками, ибо если этого не делать, исходя из закона бутерброда, нас ожидает наихудший вариант развития ситуации.
Третья особенность ПР — характер этой профессиональной деятельности. ПР можно определить скорее как порождение контекстов, благоприятных для объекта, чем порождение сообщений об объекте, ибо тогда это будет называться рекламой. А ПР отличается тем, что работа идет на бесплатных страницах газет. Кстати, это одна из задач в рамках психологических операций. Таким образом, можно суммировать наши составляющие:
негативная задана, внешняя аудитория, порождение благоприятных контекстов.
Таковы внешние параметры нашего сообщения.
Что касается внутренних параметров, влияющих на порождение сообщений, то здесь следует выделить следующую "триаду":
целевая аудитория, ключевое сообщение, канал коммуникации.
Работа с населением должна строиться на серьезном учете обратной связи. Мы выросли в рамках управления прямого типа от управляющего к управляемым. В такой армейской схеме коммуникации правильность определяется уровнем кресла, из которого исходит управляющий сигнал. Не будем тешить себя иллюзиями: армейский вариант управления приятен и для тоталитарных, и для демократических руководителей.
Вся массовая культура основана на хорошей обратной связи. Именно по этой причине мы самостоятельно покупаем и читаем детектив, в то время как произведение, например, из школьной программы школьника заставляет читать система образования. Точно так же хорошо выверенными с точки зрения желаний аудитории являются и другие варианты массовой культуры, например, "мыльные оперы".
Хорошая обратная связь предполагает хорошее знание своей аудитории, поскольку каждый тип целевой аудитории должен в идеале получить свое собственное сообщение по своему излюбленному каналу СМИ. Причем видов целевой аудитории для каждого типа задач может быть несколько. Например, подготовка высадки американских войск на Гренаду потребовала работы с 20 типами целевой аудитории.
Подготовка самого ключевого сообщения содержит как серьезный исследовательский, так и серьезный творческий компонент (креативный — как любят говорить рекламисты). Можно выделить следующие три типа вопросов, идущих от исследовательской к креативной части:
КТО? Кому мы интересны, кто будет/уже является покупателем ?
ЧТО? Что его привлекает в объекте (каково его возможное позиционирование) ?
КАК? Как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?
Последний вопрос уже полностью творческий. Можно сделать самое объективное научное исследование, но оно легко сойдет на нет, если не будет поддержано в аспекте креатива.
Удачность выбора формы сообщения, т.е. того творческого результата, в который мы облекаем наше вполне объективное задание, зависит также от нашего знания ментальной (когнитивной) карты человека. Такого рода представление предпочтений, интересов, ассоциаций, записанных в голове человека, позволяет наиболее удачно строить изменение коммуникативных потоков. Проникнуть внутрь человека дают возможность глубинные интервью, проведение фокус-групп. Глубинные интервью по отношению к военнопленным впервые были проведены со стороны союзнических войск в период второй мировой войны, что дало возможность более адекватно строить пропагандистские сообщения. Так, когда немцев убеждали сообщениями «"Дезертируя, ты спасешь себя», они не дезертировали. Когда же поняли, что следует изменить направление «удара» на социальные характеристики, изменили сообщение на "Дезертируя, ты спасешь свою семью", коммуникация достигла своей цели. В период "холодной войны" велись аналогичные исследования по поиску ассоциаций к словам "капитализм", "коммунизм" у представителей бывшего СССР для направления пропаганды в наиболее благоприятное русло.
Мы можем взять для ПР и другие уроки из проведения психологических операций, поскольку они базируются на хорошей экспериментальной основе. В США вообще все имена классиков теории коммуникации вырастают в результате работы с военными в период второй мировой войны. И после этого специалисты по коммуникации постепенно вытесняли чистых журналистов из университетов, поскольку те исследования, которые проводят специалисты по коммуникации, соответствуют критериям объективности, принятым и в других науках, чего нельзя было сказать о журналистах.
При написании листовок, например, требуется избегать аргументации, но желательно представлять чистые факты, располагая их в таком виде, чтобы они имели сильное психологическое влияние на читающего. Пропагандистское сообщение должно отвечать личным нуждам аудитории. При этом, если основной темой становится неизбежность победы над врагом, то не следует преувеличивать "хорошее отношение" к пленным, чтобы не вызвать недоверия. Типичными темами, на которых строится листовка, являются семья и смерть, стоящие на первом месте по степени воздействия. При этом следует учитывать и то, что солдат обязательно советуется со своим окружением, прежде чем решится сдаться в плен. То есть следует работать сразу на группу при порождении своих сообщений. Как и в области ПР, здесь следует помнить о том, что наилучшими сообщениями по степени воздействия являются не новые, а уже записанные в массовом сознании. Задачей подобной листовки становится усиление имеющихся тем, а не порождение совершенно новых.
ПР — это по сути своей коммуникативная дисциплина, которая пытается решать те или иные задачи, включая и производственные, с помощью внесения изменений в коммуникативные потоки.