Паблик рилейшнз: сущность, цель, задачи и функции.
Паблик рилейшнз как коммуникационный менеджмент. Подходы к определению ПР
1807 - Послание Томаса Джефферсона «О положении в стране» и появление термина «паблик рилейшнз».
1896 - Уильям Прайс из «Вашингтон Стар» - первый специалист по СО.
1902 - образование президентской пресс-службы Теодора Рузвельта.
СО в начале ХХ века:
1903 - Айви Ледбеттер Ли - первый PR-консультант по СО для бизнеса.
1913 год - тактика «отношений с прессой» Вудро Вильсона. Комитет публичной информации.
1919 год - начало официального использования термина «СО» в бизнесе.
1929 год - первый Пресс-секретарь при Белом Доме. Начало формирования официальной стратегии и тактики по СО Белого Дома.
Современное общество в высокой степени зависит от коммуникативной действительности, поскольку оно информационное. ПР как наука и как особая функция управления общественным мнением занимается организацией коммуникативного пространства современного общества. «ПР помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов».
Обыденная коммуникация — личностная, диалогическая, устная. Массовая — неличностная, монологическая, закрепленная в знаках, что позволяет ей выходить на массовую аудиторию. ПР должна выходить на широкую общественность, она опирается на закономерности общения с массовой аудиторией. Система ПР сближена также с коммуникацией обыденной, поскольку и в ней речь идет об объектах, к которым лично причастен говорящий.
Американский исследователь Рекс Ф.Харлоу попытался обобщить более пятисот дефиниций, накопившихся в специальной литературе с начала XX века. По Харлоу «Паблик рилейшнз — это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы, основанные на этических нормах общения».
А. Н. Чумиков выделяет 3 подхода в трактовках ПР как явления.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ
Сэм Блэк: ПР - «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Но рамки правдивого информирования, даже если их признать, допускают слишком широкий диапазон действий. Правдивая информация — вся и в полном объеме — никогда не будет охвачена СМИ, и поэтому подлежит отбору. ПР скорее работает с символической информацией, и правда в ней является лишь одним из параметров явления, которое необходимо отобразить. Международный Уэбстерский толковый словарь: ПР является наукой и искусством формирования общественного мнения в желаемом направлении, «налаживанием взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью
КОМПРОМИССНЫЙ
Эдвард Бернейс (1891-1995) – племянник Зигмунда Фрейда и первооткрыватель научной техники формирования и управления общественным мнением. Во время Первой Мировой войны Бернейс вместе с Уолтером Липпманом входил в Комитет информации для населения США (CPI) – мощный аппарат пропаганды, который преподносил американскому народу войну в качестве средства «защитить демократию». Родился в еврейской семье, родители — Эли Бернейс и Анна Фрейд (сестра Зигмунда Фрейда).Начал свою карьеру специалиста по PR в 1915 году с организации рекламной кампании всеамериканского турне балета Сергея Дягилева. Позднее работал с «Проктер энд Гэмбл», «Дженерал Моторс», «American Tobacco Company», «General Electric», Элеонорой Рузвельт, Калвином Кулиджем. Журнал «Лайф» включил его в число ста наиболее влиятельных американцев XX века.
Эдвард Бернейз: ПР как «область действий, которая призвана заниматься взаимодействиями между личностью, группой, идеей или другой единицей общественности, от которой она зависит». «Советник по ПР - это эксперт, который проводит консультации по отношениям с общественностью. Он пытается определить социально значимые характеристики своего клиента или проекта. Он пытается обнаружить путем исследования соответствия или несоответствия между поведением своего клиента и ожиданиями общественности, от которой он зависит. Он советует клиенту изменить свои модели поведения, свои позиции, чтобы соответствовать требованиям общественности, и чтобы достичь целей, которые были оговорены. Когда поведение клиента изменено необходимым образом, он советует, как дать общественности лучшее представление о клиенте. Поскольку мы живем в соревнующемся обществе, специалист по ПР пытается убедить общественность принять точку зрения клиента или его продукта. ПР охватывает взаимоотношения человека, организации, идеи с их общественностью».
Одновременно Эдвард Бернейс выступает против применения термина «имидж» в профессиональном обиходе ПР, считая его недостаточно четким. Он пишет: «Слово «имидж» заставляет читателя или слушателя поверить, что ПР имеет дело с намеками и иллюзиями. Это слово дает неверное представление о профессии, имеющей дело с четкими фактами поведения, позициями и действиями, не требует способности оценивать общественное мнение и консультировать клиента и нанимателя, как измениться, чтобы достичь социально признанных целей и информировать, убеждать общественность». Вместе с тем он считал принципиально неправильной ориентацию ПР только на журналистику. «В США более 75% курсов по паблик рилейшнз преподаются в школах или департаментах журналистики или коммуникации. ПР рассматривается обычно как подраздел коммуникации. Слова являются основой изучения. Основной упор делается на навыки письма, а не на общественные науки. Выпускников обычных и специальных курсов обучали быть пресс-агентами, что не является несущественным в мире массовых коммуникаций. Но эти выпускники - работники слов. ПР, прежде всего, в основе своей является советчиком по действиям, основанным на социальной ответственности». Но Как бы мы ни хотели избавиться от субъективных понятий типа имиджа, символа и т.д., ПР все равно будет работать в этой области.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ
Стоит, наконец, выделить и сугубо прагматический подход, лишенный какого бы то ни было идеалистического налета. Так, еще Джон Рокфеллер говаривал, что умение общаться с людьми — это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И подчеркивал, что готов заплатить за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете. Понятно, что под словом "общаться" американский миллионер имел в виду управление с помощью общения.
На этот же аспект указывали спустя много десятилетий ученые-политологи Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В соответствии с их определением, зафиксированным в изданной в 1997 г. книге «Связь с общественностью— "паблик рилейшнз" — государственной власти и управления», ПР — это "специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами ".
Прагматиками оказались и авторы подготовленного в 1995 г. в МГУ Словаря новых иностранных слов, где ПР понимается как "организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества ".
К прагматическому подходу склоняется и А. Н. Чумиков. Согласно его трактовке, ПР— это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.
Ряд исследователей употребляет в качестве синонима ПР понятие "коммуникационный менеджмент" (так, например, называется вышедшая в 1997 г. книга А. Б. Зверинцева), расшифровывая его как "профессиональную деятельность, направленную на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой".
Сходное описание предлагает А. Ф. Векслер, в чьей диссертации «"паблик рилейшнз"— это управление всей совокупностью коммуникативных процессов организации в отношениях с общественностью с целью достижения взаимопонимания и поддержки"».
К этому следует добавить, что на рубеже второго и третьего тысячелетий не только индивидуальные исследователи, но и мировое ПР-сообщество в целом вновь озаботились анализом определений рассматриваемого вида деятельности. Так, в 1999 г. по решению Европейской конфедерации "паблик рилейшнз" (СЕКР) была создана терминологическая рабочая группа во главе с Т. Баратом (Венгрия), которая подготовила доклад о трактовках ПР, применяемых в европейских странах. На основе этого доклада генеральная ассамблея СЕКР в июне 2000 г. рекомендовала всем практикам в Европе использовать следующее определение: "ПР — это сознательная организация коммуникации. ПР —-одна из функций менеджмента. Цель ПР — достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации".
Очень многие определения имеют целью описание деталей (приемов, инструментов, функций и т. д.) того, что в целом, в рамках каждого из подходов, обозначено выше. Например, в изданном в США еще в 1944 г. Словаре социологии (Dictionary of Sociology) подчеркивается, что теория и методы ПР «предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т. п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью».
Дж. Уайт и Л. Мазур подчеркивают важность для ПР быть не столько техникой, как подходом, делать акцент на этических мотивах ПР, которая не должна быть средством для сокрытия неприятных фактов. Поэтому они рассматривают ПР в качестве определенного зонтика, закрывающего такие сферы, как:
- корпоративные коммуникации, менеджмент проблем, паблисити продукта, отношения с инвесторами,
финансовые коммуникации, лоббирование, общественные отношения, отношения с масс-медиа,
коммунальные проблемы, менеджмент кризисов, менеджмент событий, спонсорство, набор услуг, подпадающий под все это.
