Среда, 18.06.2025, 11:41
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В конце XIX — начале XX века происходит кристаллизация нового вида профессиональной дея­тельности, связанной с управ­лением общественным мнением. ПР - наука об управлении обществен­ным мнением. В периоды, когда роль общества возрастает, ПР вы­ходит на гла­венствующие позиции. В на­шем прошлом и час­тично настоящем две ветки устройства современного мира — госу­дарство и об­ще­ство — были неравномерно развиты. Если в рамках Запада государство мо­делируется как аппарат, на­нятый для управления на деньги налогоплательщиков, то есть государство проистекает от более силь­ного компонента — об­щества, то в нашем мире скорее общество выглядит как по­рождение госу­дарства. Все задержки с развитием ПР в нашем мире связаны именно с этим. Но до тех пор пока граж­данин не займет в нашем мире достойное его место, не будет не только ПР, но и на­стоящей демо­кратии. «Почему собака виляет хвостом? Потому что хвост не может вилять собакой?»

Деятельность журналиста Айви Ли, проводившего ПР-работу для угольной промышленности, затем для пенсильван­ских же­лезных дорог, а в 1914 году ставшим советником Джона Рокфеллера. Своей задачей он считал создание хороших отношений между прессой и предпринимателями, а конкретно он занимался слу­чаями аварий в угольной промышленности и на железных дорогах.

Эдвард Бернейс в 1919 году основал в Нью-Йорке фирму по управлению известностью. В то время, как он сам подчер­кивает, не было ни образовательных курсов, ни книг, ни со­ответствующей ас­социации. И словосочетания паблик рилейншз не было, поскольку в первой своей книге 1923 г. он под влиянием из­вестной книги Уолтера Липпмана польз­овался термином «общественное мне­ние». «Матерью Бернейза была сестра Зигмунда Фрейда, а сестрой отца — жена Фрейда. Его же самого приглашали к себе на ра­боту не толь­ко американские президенты, но и Франко и Гитлер; двум послед­ним он отказал, но не от­казал, к примеру, Энрико Карузо. Известно, что его книга лежала на столе у Геббельса.

«Сначала мы назвали нашу деятельность "управлением известнос­тью '' — пишет Эдвард Бер­нейс. Мы собрались давать советы клиентам, как направить их действия, чтобы они были заметны обществу. Но в течение года мы изменили службу и ее название на «советы по паблик рилейшнз». Мы поняли, что все действия клиен­та, которые выходят на публику, нуждаются в совете. Публичная значи­мость одного действия клиента может быть испорчена дру­гим, сделанным не в интересах общественно­сти. Мы взяли слово «совет»  из юриспруденции. Слова паблик рилейшнз, как мы обнару­жили позднее, употреблялись в 1830-х, обозначая действия рада об­щественного блага. Потом они исчезли из поля зре­ния. Эти два сло­ва снова стали употребляться в профсоюзной прессе коммунальных предприятий и дру­гих видах ин­дустрии, атаковавшихся склочника­ми в начале двадцатого столетия, для описания работы газетчи­ков, которых нанимали атакованные, чтобы обелить себя. Но эти два слова никогда не выходили на широ­кую общественность».

При этом Советский Союз уже в 30-е годы также обладал доста­точно сильной практикой такого рода. Сохраняя в достаточ­ной степени репрессивный режим, он во многом оставался в глазах как своей, так и зарубежной общественности (вспом­ним приезды Бернарда Шоу, Анатоля Франса, Андре Жида и многих других) весьма прогрессивным и привлекательным го­су­дарст­вом. Работа специалистов по ПР (их должности назывались иначе) была налицо. Их задача упро­щалась отсутствием альтернатив­ных источников информации, но все равно эта работа была ги­гантской по масштабам. Мы и сейчас в сильной степени ощущаем себя в рамках той системы, вре­ме­нами нос­тальгически «возвращаясь» в прошлое.

Американские исследователи отслеживают историю ПР в своей стране по правительственным кризи­сам. Френк Джефкинс признает, что если ПР на правительственном уровне в Британии появилась 200 лет назад, то консульта­ции по ПР в Британии возникли позднее, чем в Америке. Это было связано с тем, что во время Второй мировой вой­ны товаров не хватало, и потому не было по­требности в рекламе. После Второй мировой войны многие специалис­ты по рекламе становятся кон­сультантами по ПР в ми­нис­терствах и ведомствах. Американцы выделяют такие перио­ды своей интен­сивной работы по ПР